20:07 

Го – игра или боевое искусство?

Го клуб
Древнейшая стратегическая игра Вэйци, находит все больше последователей. Знатоки шутят, что если разложить человеческий мозг на атомы и разместить эти атомы в одной плоскости, то получится гобан, т. е. доска на которой происходит мысленное противоборство. В свою очередь философы уже без шуток говорят, будто каждый камень, занимающий боевую позицию игрового поля, похож на «эйдос». Эйдос – это античный термин, обозначающий идею, слово, смысл и руководство к действию одновременно. Так что, если вы играете в Вэйци, то ваша мысль вполне материальна.

Наверное, этим и объясняется огромный интерес древних воинов к искусству мысленной войны. Больше тысячи лет назад искусство вэйци стало обязательным пунктом в кодексе самурая. В Японии эта игра получила название Го и стала восприниматься как виртуальный вид силовых единоборств. Тогда же родилась уникальная этика Го, превратившая эту игру в явление мирового масштаба.

Вот стихотворение японского поэта Кино Томонори, сложенное где-то около 900 года после возвращения автора в столицу со службы в отдаленной провинции:

Я вернулся домой.
Не с кем партию в Го разыграть.
Это место вдали,
Где рассыпалась в пыль рукоять топора…
Как теперь оно дорого мне!


Любители Го так же с удовольствием пересказывают другую легенду о знаменитом самурае Миямото Мусаси. Это человек, роль которого на Востоке можно сравнить разве только с фигурой Ильи Муромца. Мусаси побеждал всех и вся. Он стал основоположником школы Хёхо Нитэн Ити Рю или самурайского искусства боя на двух мечах ниторю ; прославился в шести войнах, и в середине своего боевого пути отказался от железного оружия. Мастерство Мусаси было настолько совершенным, что он продолжал поражать противников деревянным мечом.

Наконец, в возрасте пятидесяти лет этот воин утихомирился и занялся подведением итогов. Итоги оказались не менее значительными, чем подвиги. Была написана «Книга пяти колец», книга о тактике, стратегии и философии военного ремесла, которая до сих пор вызывает интерес в военных кругах. В книге многое имеет взаимосвязь с тем, что происходит на гобане.

Однажды Мусаси встретил на узкой горной тропинке знаменитого самурая Ягю Дзюбэя. Мечи длинные, тропа узкая. Ясно, что дальше пойдет кто-то один. Почувствовав равенство душевных сил, оба молча спустились в таверну, попросили гобан и сыграли партию вничью. После чего с огромным уважением друг к другу разошлись, чтобы никогда не встретиться. Современные исследователи объясняют ничью тем, что в древних правилах Го не было полуочкового преимущества. Сегодня такой исход невозможен.

«Эта игра создана для противостояния, говорит Алексей Кожунков, руководитель клуба Сэнтэ. Все камни равнозначны, у каждого игрока две руки, две ноги, одинаковое количество времени. Но на поле у каждого из камней своя судьба, уникальная смысловая география, и каждый камень в отдельности похож на самурая. Чтобы победить, нужно окружить, пленить как можно больше самураев-десантников. Таким образом, Го заставляет человеческий разум распылиться как можно дальше. Побеждает тот, чей разум сможет осилить больше пространства, расставить вокруг врага больше ловушек».

Грубо говоря, это похоже на то, как если бы два воина пытались мысленно поглотить друг друга. Побеждает воин, у кого мощнее чувство композиции. Не даром доска на которой происходит игра, является математической и символической моделью мира.

Она включает 8 сторон и полусторон света. На игровом поле насчитывается 361 пересечение, что в сумме с четырьмя углами дает число 365 – символ солнечного года. Край доски обозначает Землю, а центр – Небо. Наконец 9 звездных точек – китайский Северный ковш, определяющий судьбы людей. 360 – это символ числа цикличности Неба. Его деление образует четыре, что является символом четырёх времён. На каждый угол приходится по 90 дорог, что символизирует количество дней в сезонах. По внешнему краю располагается 72 дороги, что символизирует количество (пятидневных) периодов года. Всего насчитывается 360 камней, равное количество чёрных и белых. Камни символизируют инь и ян.

Математическая разметка гобана имеет прямую взаимосвязь с боевыми философскими символами: доска для Го содержит в себе изображение 9 дворцов, отмеченных линиями: Система обхода 9 дворцов используется в стиле Ушу «Багуа чжан». В Го задействованы те же самые механизмы, что и в философии восточных боевых искусств: гибкость, изменчивость, ориентация на максимальную эффективность усилий, при минимуме затраченных сил.

«Между Го и боевыми искусствами существует прямая и четкая взаимосвязь в самом главном: и то и другое основано на преодолении себя, – продолжает руководитель клуба „Сэнте“. На доске мы ничего не видим, кроме камней, которые занимают боевую позицию. Чем больше камней, тем сложнее ощутить сражение в целом. И тогда самурай принуждает себя видеть больше, чем он способен видеть, это серьезная духовная и интеллектуальная работа. Заставить свое сознание принять пространство большего объема, чтобы территориально поглотить противника. Пределов для мысленной воли нет, едь доска равна вселенной. Многих новичков шокирует, то что Го начинается с победы над собой, над собственным неумением собрать волю в одно целое, над отсутствием внутренней гармонии. К такому же открытию приходят почти все, кто занимается боевыми искусствами. Путь Го это такой же путь к победе над собственной человеческой немощью. Го учит решать сверхмасштабные задачи».

Одержать победу в Го невозможно, не жертвуя своими камнями и маневрами. Камни непрестанно отдаются в жертву. Если учесть, что Го нередко использовалась для моделирования реальных военных действий с реальными боевыми единицами, то между событиями на гобане и психологией воина прослеживается прямая взаимосвязь. Тут рождается теория самопожертвования.

Вплоть до своей последней войны т.е. Второй Мировой, японцы гордились тем, как легко они умирают. Китайские солдаты, боящиеся смерти, вызывали у японцев презрение. К сожалению, это стало одним из базовых пунктов теории японского сверхчеловека и японского фашизма, который по количеству жертв сопоставим с германским.

Сегодня соревнование между двумя великими азиатскими народами идет в мирных сферах, и преимущество здесь явно за Китаем. Это видно не только по тому, что китайская экономика по своим показателям роста обошла японскую. Есть и другой показатель: современная элита японского Го с трудом играет против китайских середняков.

Источник: http://www.win.ru/subculture/2669.phtml

@темы: философия Го, статьи

URL
   

Го

главная